Friday, March 6, 2015

Наблюдать движение, понимать язык тела

Итак, пятница , пятый  день  of writer’s  challenge.


Я  была приятно удивлена   тем количеством лайков,  перепостов и теплых отзывов,  которые получила  в ответ. Я,  честно  говоря, не особо признаю  за  собой  писательских  способностей, и  всегда  стесняюсь обнародовать  свои тексты.  В  диалоге, устном   или письменном,  мне проще и легче  находить нужные  слова,  чем  в   тексте  монолога.  Но  ваш отклик  вдохновляет продолжатьJ
Темы  телесности,  единства  bodymind,  тело  как объект  или  субъект  вызвали много интереса  и много  вопросов, и  мы  будем продолжать  говорить об этом.

А  еще мне  задавали  вопросы, как  же  работает  танцевально-двигательная  терапия,  как работает  танцетерапевт, как выглядит  сессия  ТДТ.   В личных  беседах  я рассказывала  про отдельные   аспекты,  методы,  но понимаю,  что и это  требует  отдельной  серии заметок. 
В  комментариях  к определению  ТДТ  мои коллеги писали  о  том, что у  ТДТ  есть  способ  найти  доступ  к  той части  внутренней психической  реальности,  где  еще нет  слов,  а  так  же помочь найти  ей выражение. Писали о  том,  что  ТДТ позволяет  соприкоснуться  с   невидимым, непроявленным, умалчиваемым..  Каким образом  мы это  делаем?  

Сегодня-   совсем немного об  одной   из  основ  , наблюдении движения.

Хочу представить  вам  видео из  серии ADTA Talk,  отснятой  Американской Ассоциацией танцевальной  терапии,  где  выступают  ведущие  ТД-терпаевты,  специалисты  в  самых  разных областях этой профессии.  Стейси  Херст в этом   выступлении  рассказывает  о  том, как  ТД-терапевты  анализируют  движение,  язык, на котором  разговаривает  тело.



Она  говорит о том, что все  мы, абсолютно  все,  постоянно  анализируем  движение.Мы наблюдаем  движение и придаем    смыслы невербальному.  Мы  включаем  в  язык метафоры  типа  типа, «просно  стоять  на  своих ногах» и не  вешать носа»   и   воспринимаем наши  навыки наблюдения как  нечто само  собой  разумеющееся.  Например  мы  можем узнать   друга  в толпе людей   еще  задолго  до  того, как  разглядим  его лицо – по  тому, как он  двигается, по каким-то  специфическим  деталям  движения, присущим  именно ему. Это происходит потому, что  мы имплицитно  наблюдали этого  человека  в  течение  всех   ваших отношений. 

Достаточно  распространенный  факт – 80 процентов информации в коммуникации идет  через  невербальные  каналы, движение  тела,  тон  голоса.  То есть  люди извлекают  только  20 процентов  смысла   коммуникации из  слов, и   80 и  более  из  невербальной коммуникации.
Это  возможно  благодаря  тому, что с  самого  рождения  у  нас  функционирует особая часть нервной системы, которая  воспринимает  информацию  о  человеческом  движении. Относительно   недавнее открытие-  зеркальные  нейроны ,   подтвердили, что  в нашем мозге  существует  целая  система, которая  предназначена  для  наблюдения  движения. То  есть  у нас  есть способность наблюдать  движение,  и  зеркальные  нейроны  создают нейронные  цепи в моторной коре мозга,  активируя те   зоны  коры,  как  если  бы  мы  выполняли это  движение.

Мы  наблюдаем , оцениваем и интерпретируем  движение  все  время. Но иногда  мы  ошибаемся  в  своих интерпретациях. Потому что  смысл,  значение движения  у  разных людей может  быть разным. Каролин Мур, известный исследователь и Лабан -аналитик,  утверждает, что это происходит   благодаря  нашему  телесному знанию - нашему знанию о  движении, основанном на  нашей  собственной  двигательной истории.
Если это  случается, что наше  телесное  знание  не совпадает  с правдой  другого  человека,  оно таким образом  становится  телесным  предубеждением.
Таким образом,  можно  легко  ошибиться в  своих интерпретациях  движения  другого  человека,  если  не  осознавать  своих  собственных  предпочтений  и предубеждений, касающихся  движения. Как  терапевты, мы  должны  быть уверены,  что мы видим наших клиентов  как они  есть ,  а не  как проекцию нашего  собственного телесного  знания, и  нашей  собственной  телесной истории.

И  возникает  вопрос  ( Стейси  говорит,  вопрос  на миллион долларов) как  ТД-терапевт  может объективно наблюдать и оценивать  движение?   Система, которая  используется  очень многими  танцетерапевтами  -   анализ  движения  Рудольфа  Лабана, который  раскладывает  движение на  базовые компоненты. Эта система  с  50х  годов прошлого  века развилась  в  обширное поле, которое применяется  не  только в  терапии, но и  танце, театре, исследованиях  организации  труда,  физическом воспитании.  Лабановская  таксономия дает терапевту объективную  рамку  и язык, с помощью  которого он(а)  может описывать,  оценивать и  создавать  двигательные терапевтические  интервенции.  Также этот инструмент полезен  для  терапевта  тем, что позволяет  исследовать и лучше осознавать  свои  собственные  двигательные предпочтения  и предубеждения,  так  чтобы  в терапевтических  отношениях   они  не становились препятствием .

В этой  таксономии существует  четыре   взаимосвязанных  категории:  тело, пространство,  динамическое  усилие  и  форма. Каждая  из  категорий помогает  ответить  на  вопросы о  движении человека:

Тело  отвечает  ан  вопрос:  Что, какая  часть   движется?
Усилие  отвечает  а  вопрос -  как она  движется
Пространство -  где оно  движется
Форма отвечает  на вопрос – почему она  движется.

Углубляясь в  каждую из  категорий  мы  можем находить  все  больше ответов  на эти  вопросы.Для  чего?

Одна из  базовых  установок  в танцевально-двигательной  терапии – это то,   что  движение  удовлетворяет  какую-то потребность,  функциональную и  выразительную,  а  так  же   движение  - это  внешнее  выражение  внутреннего мира.

Благодаря Лабан-анализу  терапевт  может  создать  двигательную  интервенцию  для  того чтобы:
- присоединиться к клиенту  в  его невербальной экспрессии  для  того, чтобы  создать  эмпатические и доверительные отношения;
-понять  его  двигательные паттерны;
- создать  такой план  работы  , чтобы поддержать  развитие и  расширение  двигательного  вокабуляра  клиента, что,  в  свою очередь, позволяет  улучшить  телесное , эмоциональное и  душевное  здоровье.

Про  то,  как  расширение двигательного  репертуара  влияет  на  развитие  личности, мы обязательно поговорим  в  будущем и о подробно,  так  как  мне посчастливилось  руководить  дипломной  работы одной из  выпускниц нашей обучающей программы, и это очень-очень  интересная  работа.

В  выходные  у меня  не  запланировано написание  и публикация каких-либо  текстов, но  я  хочу пригласить  вас  задавать мне  вопросы, как  те, что касаются уже  опубликованных  текстов,  так и любые  другие , касающиеся  телесности и  ТДТ. 

No comments: