Итак, пятница , пятый день of writer’s challenge.
Я была приятно удивлена тем количеством лайков, перепостов и теплых отзывов, которые получила в ответ. Я, честно говоря, не особо признаю за собой писательских способностей, и всегда стесняюсь обнародовать свои тексты. В диалоге, устном или письменном, мне проще и легче находить нужные слова, чем в тексте монолога. Но ваш отклик вдохновляет продолжатьJ
Темы телесности, единства bodymind, тело как объект или субъект вызвали много интереса и много вопросов, и мы будем продолжать говорить об этом.
А еще мне задавали вопросы, как же работает танцевально-двигательная терапия, как работает танцетерапевт, как выглядит сессия ТДТ. В личных беседах я рассказывала про отдельные аспекты, методы, но понимаю, что и это требует отдельной серии заметок.
В комментариях к определению ТДТ мои коллеги писали о том, что у ТДТ есть способ найти доступ к той части внутренней психической реальности, где еще нет слов, а так же помочь найти ей выражение. Писали о том, что ТДТ позволяет соприкоснуться с невидимым, непроявленным, умалчиваемым.. Каким образом мы это делаем?
Сегодня- совсем немного об одной из основ , наблюдении движения.
Хочу представить вам видео из серии ADTA Talk, отснятой Американской Ассоциацией танцевальной терапии, где выступают ведущие ТД-терпаевты, специалисты в самых разных областях этой профессии. Стейси Херст в этом выступлении рассказывает о том, как ТД-терапевты анализируют движение, язык, на котором разговаривает тело.
Она говорит о том, что все мы, абсолютно все, постоянно анализируем движение.Мы наблюдаем движение и придаем смыслы невербальному. Мы включаем в язык метафоры типа типа, «просно стоять на своих ногах» и не вешать носа» и воспринимаем наши навыки наблюдения как нечто само собой разумеющееся. Например мы можем узнать друга в толпе людей еще задолго до того, как разглядим его лицо – по тому, как он двигается, по каким-то специфическим деталям движения, присущим именно ему. Это происходит потому, что мы имплицитно наблюдали этого человека в течение всех ваших отношений.
Достаточно распространенный факт – 80 процентов информации в коммуникации идет через невербальные каналы, движение тела, тон голоса. То есть люди извлекают только 20 процентов смысла коммуникации из слов, и 80 и более из невербальной коммуникации.
Это возможно благодаря тому, что с самого рождения у нас функционирует особая часть нервной системы, которая воспринимает информацию о человеческом движении. Относительно недавнее открытие- зеркальные нейроны , подтвердили, что в нашем мозге существует целая система, которая предназначена для наблюдения движения. То есть у нас есть способность наблюдать движение, и зеркальные нейроны создают нейронные цепи в моторной коре мозга, активируя те зоны коры, как если бы мы выполняли это движение.
Мы наблюдаем , оцениваем и интерпретируем движение все время. Но иногда мы ошибаемся в своих интерпретациях. Потому что смысл, значение движения у разных людей может быть разным. Каролин Мур, известный исследователь и Лабан -аналитик, утверждает, что это происходит благодаря нашему телесному знанию - нашему знанию о движении, основанном на нашей собственной двигательной истории.
Если это случается, что наше телесное знание не совпадает с правдой другого человека, оно таким образом становится телесным предубеждением.
Таким образом, можно легко ошибиться в своих интерпретациях движения другого человека, если не осознавать своих собственных предпочтений и предубеждений, касающихся движения. Как терапевты, мы должны быть уверены, что мы видим наших клиентов как они есть , а не как проекцию нашего собственного телесного знания, и нашей собственной телесной истории.
И возникает вопрос ( Стейси говорит, вопрос на миллион долларов) как ТД-терапевт может объективно наблюдать и оценивать движение? Система, которая используется очень многими танцетерапевтами - анализ движения Рудольфа Лабана, который раскладывает движение на базовые компоненты. Эта система с 50х годов прошлого века развилась в обширное поле, которое применяется не только в терапии, но и танце, театре, исследованиях организации труда, физическом воспитании. Лабановская таксономия дает терапевту объективную рамку и язык, с помощью которого он(а) может описывать, оценивать и создавать двигательные терапевтические интервенции. Также этот инструмент полезен для терапевта тем, что позволяет исследовать и лучше осознавать свои собственные двигательные предпочтения и предубеждения, так чтобы в терапевтических отношениях они не становились препятствием .
В этой таксономии существует четыре взаимосвязанных категории: тело, пространство, динамическое усилие и форма. Каждая из категорий помогает ответить на вопросы о движении человека:
Тело отвечает ан вопрос: Что, какая часть движется?
Усилие отвечает а вопрос - как она движется
Пространство - где оно движется
Форма отвечает на вопрос – почему она движется.
Углубляясь в каждую из категорий мы можем находить все больше ответов на эти вопросы.Для чего?
Одна из базовых установок в танцевально-двигательной терапии – это то, что движение удовлетворяет какую-то потребность, функциональную и выразительную, а так же движение - это внешнее выражение внутреннего мира.
Благодаря Лабан-анализу терапевт может создать двигательную интервенцию для того чтобы:
- присоединиться к клиенту в его невербальной экспрессии для того, чтобы создать эмпатические и доверительные отношения;
-понять его двигательные паттерны;
- создать такой план работы , чтобы поддержать развитие и расширение двигательного вокабуляра клиента, что, в свою очередь, позволяет улучшить телесное , эмоциональное и душевное здоровье.
Про то, как расширение двигательного репертуара влияет на развитие личности, мы обязательно поговорим в будущем и о подробно, так как мне посчастливилось руководить дипломной работы одной из выпускниц нашей обучающей программы, и это очень-очень интересная работа.
В выходные у меня не запланировано написание и публикация каких-либо текстов, но я хочу пригласить вас задавать мне вопросы, как те, что касаются уже опубликованных текстов, так и любые другие , касающиеся телесности и ТДТ.
No comments:
Post a Comment