Thursday, March 12, 2015

Я вижу тебя!


Writer's challenge продолжается. Правда  забыла публиковать  здесь,  только  в  ФБ. Восполняю пробел.


В  практике  Аутентичного  Движения, которой  я  занимаюсь и которую фасилитирую уже много лет,  одна из  важнейших  тем  , принципов и  ценностей   - это «видеть и  быть  видимым».

«Танцуй, как  будто никто не  смотрит» -  фраза, которая неявно предполагает,  что  именно  тогда  мы можем  быть сами  собой.  Действительно,  осознание  того, что  кто-то на  нас  смотрит,  сильнейшим образом  влияет  на  наше состояние и поведение. Мы все знаем за собой подобные ситуации. Иногда мысль о том, что я могу стать видимым пугает и парализует. Иногда внимательный взгляд собеседника или аудитории побуждает и вдохновляет.

И  если  мы  задумаемся о корнях этого  явления,  то , конечно же, мы  должны обратиться к  периоду  самого  раннего  детства.  Человек  становится человеком  только в  результате  диадных отношений с  другим человеком. Младенец познает себя через другого, через реакцию другого. Мать, которая смотрит на своего ребенка и видит своего ребенка своим взглядом, направленным на него, будто подтверждает: «Ты - существуешь». Через  реакцию  матери ( или  другого  заботяшегося  о ребенке) младенец получает  подтверждение  собственной значимости и ценности  на  телесном,  почти клеточном уровне.

Если  мать   видит  ребенка и  реагирует  на  его  невербальные  сигналы  о  его потребностях и  нуждах,  удовлетворяя  их -  ребенок знает «Меня  видят,  меня понимают». Но бывает,  что  мать  отсутствует,  физически  или эмоционально (например,  если она  больна  или  в  депрессии) – и такой  сонастройки не  происходит. Результаты этого,   по меньшей  мере, драматичны. Эксперимент исследователя Эдварда Троника наглядно подтверждает это.  Вы  можете  легко найти видео этого эксперимента на  YoutTube В этом эксперименте  мать  общается  с  младенцем , как обычно, реагируя  улыбкой ,  словами и  жестами  на  его движения и мимику. А  затем,  в  течение двух  минут, перестает  делать это,  сохраняя неподвижное лицо..  Сначала  ребенок удивляется  резкой перемене  в поведении  матери, затем всячески пытается привлечь  ее  внимание,  жестами криком,  а  затем   начинает  горько и  безутешно плакать. К  счастью,  две экспериментальных  минуты  проходят, и  мать  снова  становится  самой  собой и  быстро утешает  малыша.  И это  длится  всего  две  минуты!  А представьте, когда  такое длится долгое  время? Что тогда происходит с  ребенком? В  какой-то момент ребенок  привыкает к  тому,  что отсутствие  взгляда, или отсутствие  реакции – норма. И тогда сам  факт , что  на ребенка (а потом уже   взрослого) кто-то  смотрит, сам  факт  видимости уже  является опасностью. Другой  вариант – человек  становится  зависим от такого  взгляда, он  не может  без  него  жить и с  отчаянием  цепляется  за него.

И все  же... Если благодаря  тому,  что кто-то на  нас  смотрит и  видит,  мы в принципе познаем   самих   себя и  свое  существование, то почему порой  взгляд  другого  человека  заставляет  нас  цепенеть, краснеть и  заикаться? Дело  ведь не  только в  факте присутствия Другого,  но и  в  качестве  этого присутствия. В  том  самом эксперименте  Троника  мама  была  рядом и  смотрела  на  ребенка,  неотрывно.  Но не  реагировала. А как часто мы, слашали  вместо одобрения  на  наше  детское «смотри, как  я могу!» слова критики, а  то и  ругань?   Важно, чтобы видели именно нас, а не кого-то другого, чтобы не ошибались на наш счет, чтобы именно нас "понимали" и "принимали".
Чтобы у  ребенка  формировалась  здоровая привязанность,   нужен именно  такой, эмпатический, понимающий и принимающий  родитель.  И потом,  когда  мы уже становимся  взрослыми,  в  нас  так же остается потребность  в эмпатическом  свидетеле. Нам  жизненно необходим Другой, который может  сказать, как  в  фильме «Аватар» - «Я  вижу  тебя».  Вижу  - не  только  глазами.



Когда  мы  говорим о  том, что эмпатия  это  способность «влезть  в  шкуру  другого», почувствовать, что чувствует  он , может  возникнуть  фантазия о  том, что эмпатия  - это нечто сродни  телепатии. И , несмотря  на  то,  что исследования  в этой области  велись  многие  годы,  уже  больше  30 лет,  в  глазах  большинства эмпатия рассматривалась как нечто, не поддающееся  рациональному объяснению. В  середине 90х  годов в  нейрофозиологической лаборатории  в  городе Парма ( да-да, Парма  славится  не  только  сыром !)  было сделано открытие, которое  фактически открыло новую эпоху  в исследовании чувств и эмоций,  а  также  дало  научное подтверждение многим психологическим теориям.  В  лаборатории Ризолатти и Гальезе  были открыты  зеркальные  нейроны. Суть их  в  том,  что эти  нейроны  активизируются  тогда, когда  человек  наблюдает  за  движением  другого человека, как  если  бы он сам  делал  это  движение. И это касается  как  сложных  движений  всего тела,  но  так же и мельчайших мимических  движеной лица, выражения эмоций. И как показывают исследования, именно эти нейроны участвуют  в  формировании эмпатических переживаний. То  самое – «я  вижу  тебя».  Я  вижу тебя , и я  знаю, что с  тобой происходит.
И  тут  важно не попасться  в  незаметную на первый  взгляд, но весьма неприятную  ловушку. Ловушка  эта – проекция.  Когда  внутри у нас  происходит  что-то,   а мы это «внутри» проецируем на  другого  человека, как на экран.  Или когда  мы  смотрим на  другого -  и мы как  бы  знаем, что с  ним происходит. Бывает, что  так оно и  есть,  и наше понимание  другого  верное.  Часто, но не  всегда.

Так  что же  делать? Совсем избавиться от проекций невозможно,  сам  механизм эмпатии и понимания других людей  базируется на проекции. Но  вполне  возможно начать присваивать ,  возвращать эти проекции  себе,  не  навешивая их  другому. Аутентичное  Движение, практика , которую  я упоминаю  в начале  статьи, помимо прочего,  дает тончайший  навык   выявления  и  присвоения  этих  проекций.  Сама  практика  кажется предельно простой. Есть  Движущийся и  есть  Свидетель. Движущийся  закрывает  глаза, и  начинает  двигаться , прислушваясь к импульсам идущим  изнутри. А  Свидетель наблюдает, прислушиваясь к  собственному отклику  на  то, что он  видит.  А  потом  оба  делятся  своим опытом. 

Практика  эта  только кажется простой, а  на  самом деле  требует достаточно  долгого  времени  для освоения. Наше общество  и   сам  язык  устроены  так,  что поощряют говорить об  увиденном  как о проекции и  интерпретации. Приведу  пример, после  сессии Аутентичного  Движения  Свидетель рассказывает  своему Движущемуся: «Ты  стоишь и  размахиваешь руками, как птица, ты  хочешь улететь. Потом  ты опускаешься на колени в коленопреклоненную  позу, вся поникшая». Сколько проекций можно найти в  этом предложении?  Человек описывает  то, что увидел, но  туда же  встраивает  и  образы и чувства,  возникшие  у него, у наблюдателя, но которые  могут  абсолютно не  совпадать с  переживанием того, кто  двигался. Для  сравнения  другое описание: «Я  вижу тебя  , ты  стоишь и  твои  руки  движутся вверх и  вниз, и  в этот  момент у меня  возникает  образ  птицы. Я чувствую себя птицей, которая  хочет  улететь. В следующей момент  я  вижу  , как  ты опускаешься  на колени, наклоняешься  вперед , твои  плечи и  руки опускаются на пол. И в  этот  момент  я  чувствую  усталость и  грусть».

В первом  случае  свидетель рассказывает свою  историю , как  бы  «навешивая»  ее  на  другого. Во  втором  же – тщательно  разграничивая  -  где  то, что он  видит,  а где  его собственная история. Бывает (и часто!),  что переживания  и чувства  свидетеля   совпадают  с  чувствами и  образами  движущегося,  и  такое  совпадение  дает  сильнейшее  переживание  сопричастности,  разделенного опыта.  Меня  увидели и поняли!  Я  не  один! Бывает,  что образы и чувства не  совпадают,  но  если  проекции присвоены  говорящим – они  вызывают не отторжение («это  не  мое!») , а  принятие и понимание  многогранности опыта ( «мы  разные, и у нас  разные  истории,  но  сейчас  есть что-то  , что  соединяет  нас»). И ключевым моментом  здесь  является – присутствовать,  быть рядом с  ДРУГИМ,  в  то же  время  сохраняя  внимание  и осознанность к  тому, что происходит СО МНОЙ.  И  уметь  говорить об том, что мы  видим,  заново  собирая и перестраивая  привычные  словесные  конструкции.

И  тогда  мы  действительно можем  сказать:  «Я вижу тебя...»

 Текст: Ю.Морозова (с) 2013

No comments: