Tuesday, March 17, 2015

ТДТ-сессия. Как она может выглядеть. Лишь несколько примеров.

Один из  вопросов, который мне постоянно  задают - "Танцетерапия,  терапия  танцем, ок,   а  как  это  выглядит?  это какие-то  специальные  движения?"  И раз  за  разом   я  объясняю, как  же  может  выглядеть  терапия, и чем она отличается от занятий  танцем и  других  двигательных  систем.   Про  сходства и отличия, про  место  танцу в  ТДТ -  тема  для отдельного  поста.  Сегодня  же  -  разговор про  то, как может  выглядеть  сессия  ТДТ. 


 В этом тексте  я опираюсь  на  материалы  из  блога  Американской Ассоциации ТДТ,   интересно,  что пост на эту  тему появился  там пару  дней назад и я попросила  разрешения    перевести и опубликовать  выдержки из  него. 

Ande Welling , танцевально-двигательный  терапевт  и  двигательный аналитик  - постоянный автор  блога  ADTA  и  ее  тексты - ответ  на  вопросы, которые  часто  задаются  при  знакомстве  с  ТДТ.  Оригинальный  текст   вы можете прочитать  здесь :
http://blog.adta.org/2015/03/15/what-does-a-dancemovement-therapy-session-look-like-ready-to-publish/, а перевод  я проиллюстрировала  примерами из моей практики. 


Танцевально-двигательная  терапия – это уникальное  сочетание науки и искусства , Каждая  сессия  ТДТ  уникальна, и то, как она проходит -  зависит и от  терапевта, и от клиента , и от сеттинга. В  ТДТ  существует  множество  стилей и  техник, и каждый терапевт находит  свой  собственный способ  ведения  терапии, в котором  согласуются его (ее) индивидуальный  стиль   и  потребности и  возможности клиента.  

И все  же, как может  выглядеть  ТДТ- сессия? Сценарии, которые приводятся  ниже – лишь намек  на  бесчисленные  возможности и  варианты .


Один из  сценариев -  терапевт  может выбрать для  ведения  группы подход  Мариан Чейс – одной из  матерей основательниц  ТДТ, которая  разработала  свой способ  работы  с клиентами в  больнице  Св. Елизаветы  в Вашингтоне,  в  40х  годах  прошлого  века.
В  такой сессии  терапевт  включает  музыку , приглашает  участников  в  круг и начинает   двигательный разогрев, вовлекая  в  него всех участников.  Разогрев часто перетекает  в  импровизационный  двигательный опыт. Терапевт  при этом «подхватывает»  различные  движения  участников  таким образом, чтобы использовать их  как  средство двигательной  синхронии и  возникновения  общего  группового  ритма. 

Например,  я  могу увидеть  движение, которое  возникает  у  одного или нескольких участников  и предложить  группе присоединиться  к нему.  Присоединяясь, участники   могут  начать  развивать и  трансформировать это  движение,  на что я  тоже  обращаю их внимание.  В  результате  часто  проявляется  общая  для  группы  тема ( или  темы), которую  терапевт  развивает  , и использует  в  своих  интервенциях.  Так,  участники  группы могут  обнаружить в  своих  движениях  их  символическое  значение  и  начать   разворачивать  их в  историю. 

Помню на одной из  групп, появилось  движение -  руки  совершали  круговые  движения по часовой  стрелке параллельно полу. «Что  мы  делаем?» - «мы  размешиваем!»- «Что  мы  размешиваем?» -  «Мы  варим  зелье?»  - «Какое?»   -  «Зелье  нашей  силы!»  . Участницы  смеются, продолжая  совершать это  движения.  Дальше   мы  идем  вслед  за этой  темой-историей,   что это  за  сила  такая  ,  для чего она, и что позволяет  нам   делать. Все идеи  тут  же  воплощаются в движение,    группа  уже  не  в  круге ,  двигается свободно по  залу, импровизируя  на  тему «Моя  сила»,  соло   складываются  в  дуэты,  трио.  В этом   движении много энергии и  удовольствия.

После  того, как  группа  исследовала  актуальную  тему   в  экспрессивном  ,   функциональном или коммуникативном  движении,  терапевт постепенно ведет  процесс  к  завершению.  Терапевт  может попросить клиентов  рассказать о  своем двигательном опыте , помогая  им  обрести  понимание,  соединяя  невербальный опыт  с  вербальным.  Такое  завершение  возможно  , когда у клиентов  есть  способность к  вербальной коммуникации.

В примере, который  я начала описывать  выше,  я предложила   участницам вернуться  в круг  и поделиться  двигательной  фразой, которая  символизировала   бы  их переживание  встречи с  личной  Силой.  Каждая  представляла  свое  движение в  круг, и называла  те чувства и  образы, которые  вызвал этот  опыт  и  эта  двигательная  фраза.  Остальные  участницы могли происоединиться  и повторить это  движение, прислушиваясь  к  своему отклику  в  теле.  Мы  завершили  сессию,  обсуждая  то, какие качества  движения  помогают нам   вспоминать и переживать снова  ощущение  силы,  и которые  можно практиковать не только  на  занятиях, но и  в повседневной  жизни


Другой  тип   ТДТ  сессии  может  фокусироваться на улучшении  осознания  своего  тела.  Терапевт  помогает клиенту  развить  его осознавание микро-движений , которые проявляются , когда  человек  говорит,, сидит или  стоит,  в  сущности,  терапевт приглашает клиента  в  его (клиента)  тело. Этот подход основан частично на идее, что  эмоции начинаются  с  телесных ощущений.  Повышая  свое  телесное осознание  и идентифицируя  телесные ощущения,  клиент   становится  способным лучше контролировать,  регулировать  и совершать   другие  выборы  в  своих эмоциональных  реакциях.
Во  время  сессии  в  таком подходе, клиент  может  говорить и рассказывать что-то, в  то  время как  терапевт  помогает  замедлить процесс, спрашивая  про  движения, которые  она ( терапевт)  наблюдает у клиента  во  время  разговора. Иногда  терапевт  может  просить клиента повторить  ту или иную позу или жест,  сделать  их  больше или меньше , или просто  оставаться  с этим  движением (позой), наблюдая  его  и позволяя проявиться  своему   любопытству и  безоценочному  вниманию.


Еще  один  тип сессии , которая может  развернуться, может  быть  более  творческим  и экспрессивным. Клиенты  могут  выбрать  создать  свой  танец  или  двигательную  фразу, которая приходит  из   внутренних  ощущений или  мыслей .  В  групповой сессии  или в работе с  семьей,  участники могут  сотрудничать  вместе, создавая   двигательную пьесу, перформанс, используя  свои навыки  коммуникации,  решения проблем и   командной  работы.  В  зависимости от  терапевта и  его подготовки  такая  сессия может  включать самые  разнообразные  техники,  различные  модальности  творческого  выражения ( рисунок, музыку,  театр) , а  также различные  вербальные  психотерапевтические  техники.

Независимо от  того, как разворачивается  сессия,   танцевально-двигательный  терапевт   всегда ведет  и  проводит  интервенции  таким образом, который наилучшим образом соответствует потребностям клиента. В  дополнение  к  холистическому, процессуально-ориентированному подходу, терапевт  также использует  движение  для обращения  к  четырем  областям человеческого  функционирования – социальному, эмоциональному, когнитивному  и физическому.  Движения -  большие  и маленькие, выразительные, коммуникативные  и  функциональные – соединятся  с  вербальным  языком  (  если он  доступен клиенту) ,  чтобы  целостно  удовлетворить потребности клиента.  Клиент при этом является  активным участником процесса  и опытный  ТД-терапевт,  создает, организует  сессию , опираясь на клиента,  его потребности,  способности  и участие  в процессе.

Повторюсь,  сценарии, которые описала  Энде, лишь  немногие  из огромного количества  возможностей. Иногда три перечисленных  варианта могут  быть использованы на протяжении одной  сессии.  Терапевт  постоянно соотносится  с  тем,  в чем потребность клиента   или  группы,   и совершает  выбор  в каждый момент  времени,   какое  действие  встретит  нужды клиента/группы.  

В  той  группе , о которой я писала  выше ,  метафора  готовки  ( и варки  зелья) присутствовала   постоянно,  и  в конце  группа  сравнила  меня с  поваром,  который пробует блюда  и добавляет  то одно, то  другой  специи.  Но   если я   была поваром, то  группа  была  дегустатором и  именно на  их  отклик и  реакции  (не обязательно  вербальные)  я  ориентировалась  в каждом  своем  следующем  действии. 


PS    Я привела пример  только к одному  варианту сессии, и понимаю, что  для  красоты  а  также удовлетворения читательского любопытства   нужно добавить примеры и к  двум  остальным:)  Ну и конечно,  варианты   этими  тремя  не  исчерпываются.  Что могу  сказать? Оставайтесь  с нами:)

No comments: