Один из вопросов, который мне постоянно задают - "Танцетерапия, терапия танцем, ок, а как это выглядит? это какие-то специальные движения?" И раз за разом я объясняю, как же может выглядеть терапия, и чем она отличается от занятий танцем и других двигательных систем. Про сходства и отличия, про место танцу в ТДТ - тема для отдельного поста. Сегодня же - разговор про то, как может выглядеть сессия ТДТ.
В этом тексте я опираюсь на материалы из блога Американской Ассоциации ТДТ, интересно, что пост на эту тему появился там пару дней назад и я попросила разрешения перевести и опубликовать выдержки из него.
Ande Welling , танцевально-двигательный терапевт и двигательный аналитик - постоянный автор блога ADTA и ее тексты - ответ на вопросы, которые часто задаются при знакомстве с ТДТ. Оригинальный текст вы можете прочитать здесь :
http://blog.adta.org/2015/03/15/what-does-a-dancemovement-therapy-session-look-like-ready-to-publish/, а перевод я проиллюстрировала примерами из моей практики.
Танцевально-двигательная терапия – это уникальное сочетание науки и искусства , Каждая сессия ТДТ уникальна, и то, как она проходит - зависит и от терапевта, и от клиента , и от сеттинга. В ТДТ существует множество стилей и техник, и каждый терапевт находит свой собственный способ ведения терапии, в котором согласуются его (ее) индивидуальный стиль и потребности и возможности клиента.
И все же, как может выглядеть ТДТ- сессия? Сценарии, которые приводятся ниже – лишь намек на бесчисленные возможности и варианты .
Один из сценариев - терапевт может выбрать для ведения группы подход Мариан Чейс – одной из матерей основательниц ТДТ, которая разработала свой способ работы с клиентами в больнице Св. Елизаветы в Вашингтоне, в 40х годах прошлого века.
В такой сессии терапевт включает музыку , приглашает участников в круг и начинает двигательный разогрев, вовлекая в него всех участников. Разогрев часто перетекает в импровизационный двигательный опыт. Терапевт при этом «подхватывает» различные движения участников таким образом, чтобы использовать их как средство двигательной синхронии и возникновения общего группового ритма.
Например, я могу увидеть движение, которое возникает у одного или нескольких участников и предложить группе присоединиться к нему. Присоединяясь, участники могут начать развивать и трансформировать это движение, на что я тоже обращаю их внимание. В результате часто проявляется общая для группы тема ( или темы), которую терапевт развивает , и использует в своих интервенциях. Так, участники группы могут обнаружить в своих движениях их символическое значение и начать разворачивать их в историю.
Помню на одной из групп, появилось движение - руки совершали круговые движения по часовой стрелке параллельно полу. «Что мы делаем?» - «мы размешиваем!»- «Что мы размешиваем?» - «Мы варим зелье?» - «Какое?» - «Зелье нашей силы!» . Участницы смеются, продолжая совершать это движения. Дальше мы идем вслед за этой темой-историей, что это за сила такая , для чего она, и что позволяет нам делать. Все идеи тут же воплощаются в движение, группа уже не в круге , двигается свободно по залу, импровизируя на тему «Моя сила», соло складываются в дуэты, трио. В этом движении много энергии и удовольствия.
После того, как группа исследовала актуальную тему в экспрессивном , функциональном или коммуникативном движении, терапевт постепенно ведет процесс к завершению. Терапевт может попросить клиентов рассказать о своем двигательном опыте , помогая им обрести понимание, соединяя невербальный опыт с вербальным. Такое завершение возможно , когда у клиентов есть способность к вербальной коммуникации.
В примере, который я начала описывать выше, я предложила участницам вернуться в круг и поделиться двигательной фразой, которая символизировала бы их переживание встречи с личной Силой. Каждая представляла свое движение в круг, и называла те чувства и образы, которые вызвал этот опыт и эта двигательная фраза. Остальные участницы могли происоединиться и повторить это движение, прислушиваясь к своему отклику в теле. Мы завершили сессию, обсуждая то, какие качества движения помогают нам вспоминать и переживать снова ощущение силы, и которые можно практиковать не только на занятиях, но и в повседневной жизни
Другой тип ТДТ сессии может фокусироваться на улучшении осознания своего тела. Терапевт помогает клиенту развить его осознавание микро-движений , которые проявляются , когда человек говорит,, сидит или стоит, в сущности, терапевт приглашает клиента в его (клиента) тело. Этот подход основан частично на идее, что эмоции начинаются с телесных ощущений. Повышая свое телесное осознание и идентифицируя телесные ощущения, клиент становится способным лучше контролировать, регулировать и совершать другие выборы в своих эмоциональных реакциях.
Во время сессии в таком подходе, клиент может говорить и рассказывать что-то, в то время как терапевт помогает замедлить процесс, спрашивая про движения, которые она ( терапевт) наблюдает у клиента во время разговора. Иногда терапевт может просить клиента повторить ту или иную позу или жест, сделать их больше или меньше , или просто оставаться с этим движением (позой), наблюдая его и позволяя проявиться своему любопытству и безоценочному вниманию.
Еще один тип сессии , которая может развернуться, может быть более творческим и экспрессивным. Клиенты могут выбрать создать свой танец или двигательную фразу, которая приходит из внутренних ощущений или мыслей . В групповой сессии или в работе с семьей, участники могут сотрудничать вместе, создавая двигательную пьесу, перформанс, используя свои навыки коммуникации, решения проблем и командной работы. В зависимости от терапевта и его подготовки такая сессия может включать самые разнообразные техники, различные модальности творческого выражения ( рисунок, музыку, театр) , а также различные вербальные психотерапевтические техники.
Независимо от того, как разворачивается сессия, танцевально-двигательный терапевт всегда ведет и проводит интервенции таким образом, который наилучшим образом соответствует потребностям клиента. В дополнение к холистическому, процессуально-ориентированному подходу, терапевт также использует движение для обращения к четырем областям человеческого функционирования – социальному, эмоциональному, когнитивному и физическому. Движения - большие и маленькие, выразительные, коммуникативные и функциональные – соединятся с вербальным языком ( если он доступен клиенту) , чтобы целостно удовлетворить потребности клиента. Клиент при этом является активным участником процесса и опытный ТД-терапевт, создает, организует сессию , опираясь на клиента, его потребности, способности и участие в процессе.
Повторюсь, сценарии, которые описала Энде, лишь немногие из огромного количества возможностей. Иногда три перечисленных варианта могут быть использованы на протяжении одной сессии. Терапевт постоянно соотносится с тем, в чем потребность клиента или группы, и совершает выбор в каждый момент времени, какое действие встретит нужды клиента/группы.
В той группе , о которой я писала выше , метафора готовки ( и варки зелья) присутствовала постоянно, и в конце группа сравнила меня с поваром, который пробует блюда и добавляет то одно, то другой специи. Но если я была поваром, то группа была дегустатором и именно на их отклик и реакции (не обязательно вербальные) я ориентировалась в каждом своем следующем действии.
PS Я привела пример только к одному варианту сессии, и понимаю, что для красоты а также удовлетворения читательского любопытства нужно добавить примеры и к двум остальным:) Ну и конечно, варианты этими тремя не исчерпываются. Что могу сказать? Оставайтесь с нами:)
No comments:
Post a Comment