Сегодня в моем writer's challenge пусть будет перерывания архивов. Прежде всего потому, что день выдался внезапно обильный на переговоры и общение. Не успела , в общем:)
В прошлой заметке про тела в комментариях мы заговорили про объективацию тела, ассоциацию и диссоциацию. И я вспомнила, что как-то писала колонку в один журнал, и там как раз мы касались этой темы. Я там в не очень привычном для себя жанре пси-попа.
Как танцевально-двигательный терапевт я работаю с психологическими явлениями посредством движения, танца, через тело. И сегодня я бы хотела поговорить о нем. О теле. Писать про тело сложно. Ну, то есть про него легко писать, если с головой влезть в какую-то парадигму, систему координат. Например - «тело-инструмент», или же, наоборот, « тело и дух - едины». Тогда писать делается просто, и выгладит все весьма стройно и поучительно. Проблема в том, что для тех, чьи взгляды , скажем так, находятся в другой системе координат – все сказанное будет галиматьей.
И все же, говоря о теле, мы говорим о чем-то большем, чем просто о совокупности органов и систем находящихся внутри кожи. И если со времен эпохи просвещения тело как таковое было сферой интересов, о большей части, медицины, то последние полвека «телесный бум» переживают и другие науки, такие, как антропология, психология и социология.
Эти науки утверждают, что то, как мы мыслим, воспринимаем , рассуждаем о теле вообще и о своем теле в частности, в очень большой степени продиктовано теми убеждениями и предпосылками, которые существуют в культуре. Мы впитываем эти убеждения, что называется, с молоком матери, мы не всегда об этом не говорим, не осознаем, но эти убеждения влияют на наше восприятие. Этот наш способ восприятия также постоянно возпроизводится и подпитывается окружающей средой. Так, рекламные страницы глянцевых журналов предлагают нам определенный идеальный образ тела - вечно юную суперстройную деву с загадочным взглядом или же атлетичного мужчину, тестостеронно-небритого или же богемного. Даже сама структура языка определяет то, каким образом мы говорим о теле!
За времена существования человечества взгляды на тело и отношение к нему , конечно же менялись. Но тот взгляд на человека, на его тело, которое существует в наши дни, возник в эпоху Просвещения, лет триста назад. Рене Декарт, ученый, взгляды легли в основу всей западно-европейской научной традиции, наиболее ясно сформулировал идеи, ставшие непосредственными предпосылками современных биологических концепций о человеке.
Декарт не хотел ничего не принимать за истину, пока у него не найдется достаточных доказательств подтверждения истинности этого суждения. Единственное, что он принимал на веру, не требуя доказательств - это восприятие телесного Я, выраженное в знаменитой декартовской фразе: Cogito ergo sum, «мыслю, следовательно, существую». Взяв за аксиому свое личное интуитивное понимание своего собственного бытия, Декарт принялся доказывать существование двух отдельных видов материи, которые вместе составляют человеческий организм – ощутимое тело и незримый ум. Он писал: «Из этого я узнал, что я - субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть.»
С этими словами, написанными в 1637 году, и возникло понятие тела как объекта, тела-машины, где тело рассматривается как инертный объект , обслуживающий потребности и желания ума, который ( при лучшем раскладе) мог бы существовать независимо. По иронии судьбы в философии эта точка зрения давно оставлена за несостоятельностью, зато до сих пор жива и процветает в медицине. А медицина , в свою очередь, оказывает влияние на наши повседневные установки о теле.
И если мы, сознательно или нет, принимаем взгляд на тело как машину, механизм, вполне логичным оказывается, что болезнь – это неполадка в механизме, вместо сердца пламенный мотор, который может барахлить, а психическое недомогание – это когда «в голове винтиков не хватает»... Соответственно, для того, чтобы исправить эти неполадки, нужен «механик» , врач, который досконально знает, как работает тело-машина.
Несмотря на то, что разуму, несомненно отдается первенство, в наши дни тело становится не только объектом, обслуживающим потребности ума, как автомобиль обслуживает потребности водителя. Тело становится также объектом коммерческим, чем ближе оно к некому идеалу, тем большую ценность оно имеет для общества. И получается, что телу-машине можно сделать тюнинг, чтобы оно стало лучше, красивее, ближе к идеалу совершенства ( ну, вы помните, где их найти, глянец и телевизор, всегда к вашим услугам). Совершенства можно достичь диетами и упражнениями,провозглашается со всех сторон, и фитнесс наряду с программами по контролю веса становятся целой индустрией. Так или иначе - в нынешнем мире существует вера в то, что с телом можно сделать, все что захочется, придать ему любую форму. К тому же помимо диет и упражнений есть еще и - профессионалы телесного тюнинга со скальпелем или инъекцией ботокса, и в их обещаниях совершенство обретает новые краски – совершенная форма становится неподвластной времени, оставаясь вечно молодой!
Отделяя свое «Я» от тела мы что-то теряем, теряем чувство целостности, теряем чувство связи с окружющим миром и другими людьми. И поэтому не случайно все больше людей признают несостоятельность старой научной парадигмы, разделющей дух и материю, тело и сознание, поворачиовается в к другому взгляду на мир, к холистическому подходу, утверждающему что материя и дух - суть энергия, а тело и сознание взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Однако, приходится признать, что смена парадигмы не может пройти быстро и легко даже на уровне одного индивида, не говоря уж об обществе. Даже если мы рационально признаем несостоятельность старого взгляда на тело и сознание и все й душой хотим верить в единство тела и души, и даже периодически переживаем это единство – старые установки остаются очень сильны, просто потому что они проросли глубоко в наше существо.
В современных направлениях психологии тело, различные телесные практики играют далеко не последнюю роль. В рекламе тренингов и курсов самой различной тематики мы можем прочитать, что те или иные занятия помогают восстановить и улучшить контакт с телом. Я и сама пишу об этом и в свей работе использую методики, повышаюие телесное осознавание, преодолевающие расщепления тела и разума.
Не так давно я в своем блоге попросила читателей написать, что для них означает понятие «контакт с телом». И я получила такие ответы:
Я под этим понимаю потребности тела. Хорошо "слышать своё тело" (и понимать, что именно "тело говорит") для меня означает: давать ему спать столько, сколько оно хочет, кормить и поить его тем и тогда, когда и что оно хочет, не переутомлять его, давать ему отдых при первых признаках усталости и давать ему возможность подвигаться при недостатке движения. То есть вовремя распознавать любые его сигналы и вовремя реагировать на них. В результате получается относительно здоровое тело, которое не требует медицинских вмешательств и специального ухода и лечения, поэтому можно наслаждаться жизнью, будучи хозяином такого тела.
Если коротко обобщить, для меня контакт с телом=слышать и слушать свои ощущения.
Контакт есть, когда есть распределенное осознавание - тогда я воспринимаю сигналы тела, а не игнорирую их... если тело нудно болит и я ничего не могу с этим сделать, я убегаю в голову, а еще лучше - в книжку. Если я хочу в состояние восприятия, я делаю несколько медленных глубоких вдохов и "сканирую" тело - что чувствуют руки (кисти рук); ступни; спина; попа; подбородок, мышцы вокруг рта; предплечья; икры; бедра; плечи; живот; глаза; шея.
у меня очень большой опыт жизни вне контакта с телом и поэтому наверное я теперь очень хорошо ощущаю разницу (и в себе и визуально в других) про это есть/нет контакта. это и способность одновременно ощущать (чувствовать физически присутствие) разных (в идеале любых) частей тела и внутренних органов, это умение управлять своим вниманием, направленным на разные части тела, это навык наблюдать за своим движением "изнутри" (ощущать движение) и снаружи, ну и то. о чем писалось выше - "слышать сигналы" и т.п.
Получается, что часто контакт с телом сводится к тому, чтобы уметь слушать и слышать так называемые «сигналы тела». Есть что-то , что посылает сигналы, тело в данном случае, и что-то или кто-то , кто принимает их. А это уже, похоже предполагает, что существует как минимум две отдельные части. Я и тело все еще отдельны, хотя и пытаются наладить коммуникацию, а это уже, поверьте, очень важный шаг. И если эта практика осознанности, практика внимания к телесному Я становится повседневной рутиной – все чаще возникают моменты переживания единения с телом, когда нет отдельного разума и отдельного тела, а есть Я, воплощенное в физическом теле.
Текст: Ю.Морозова (c) 2012
- to be continued -
No comments:
Post a Comment