Wednesday, March 4, 2015

Я и тело - кто мы друг другу?

Сегодня  в моем  writer's  challenge  пусть  будет перерывания  архивов.  Прежде  всего потому, что  день  выдался  внезапно обильный на переговоры  и общение.  Не  успела ,  в общем:)
 В прошлой  заметке про  тела   в комментариях  мы  заговорили про объективацию  тела,   ассоциацию  и  диссоциацию.   И я   вспомнила, что как-то писала  колонку  в один   журнал, и  там как  раз  мы касались этой  темы. Я там в  не очень привычном  для  себя  жанре  пси-попа. 



Как  танцевально-двигательный  терапевт   я  работаю с  психологическими  явлениями  посредством   движения,  танца,  через  тело. И  сегодня  я  бы  хотела поговорить о нем. О  теле. Писать про  тело  сложно.  Ну,  то  есть про него легко писать,  если  с  головой  влезть  в какую-то парадигму, систему координат. Например  -  «тело-инструмент»,  или  же, наоборот,  « тело и   дух - едины».  Тогда писать  делается  просто, и  выгладит  все  весьма  стройно и поучительно. Проблема   в  том,  что  для  тех, чьи  взгляды ,  скажем  так,  находятся  в  другой системе  координат – все  сказанное  будет галиматьей.

И  все  же, говоря  о  теле,  мы  говорим о  чем-то  большем,  чем  просто о совокупности органов  и  систем находящихся  внутри  кожи.   И  если со  времен эпохи просвещения  тело как  таковое  было  сферой интересов, о  большей части, медицины, то последние полвека «телесный  бум» переживают и   другие науки, такие,  как антропология, психология и  социология.

  Эти  науки  утверждают, что  то,  как  мы  мыслим,  воспринимаем ,  рассуждаем о  теле  вообще  и о своем  теле   в  частности,  в  очень  большой  степени продиктовано  теми  убеждениями и  предпосылками,  которые  существуют  в культуре.   Мы  впитываем  эти убеждения,  что  называется,  с  молоком  матери, мы  не  всегда об этом  не  говорим,  не осознаем,  но  эти  убеждения  влияют  на  наше  восприятие.  Этот наш  способ  восприятия  также постоянно возпроизводится  и подпитывается окружающей  средой. Так,   рекламные страницы  глянцевых   журналов предлагают нам определенный идеальный образ   тела -  вечно  юную  суперстройную  деву   с  загадочным  взглядом  или  же атлетичного  мужчину,  тестостеронно-небритого или  же  богемного.  Даже  сама  структура  языка определяет  то, каким образом  мы  говорим о  теле!

За  времена  существования  человечества  взгляды  на  тело и  отношение  к нему  , конечно же  менялись. Но   тот  взгляд  на  человека,  на  его  тело, которое  существует   в  наши  дни,  возник  в эпоху Просвещения,  лет   триста  назад.   Рене  Декарт, ученый,  взгляды  легли  в основу  всей  западно-европейской  научной  традиции,  наиболее   ясно  сформулировал идеи,  ставшие  непосредственными предпосылками современных  биологических  концепций  о человеке.

Декарт  не  хотел   ничего не принимать за истину, пока  у него не  найдется  достаточных  доказательств подтверждения  истинности  этого  суждения. Единственное, что он принимал  на  веру, не  требуя  доказательств  - это восприятие телесного  Я,  выраженное  в  знаменитой декартовской  фразе: Cogito ergo sum,  «мыслю, следовательно,  существую».  Взяв за аксиому  свое личное  интуитивное понимание  своего    собственного  бытия,  Декарт принялся  доказывать  существование  двух отдельных  видов  материи, которые  вместе составляют  человеческий организм – ощутимое  тело и незримый ум.  Он писал: «Из этого я узнал, что я - субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть.»

С этими  словами, написанными  в  1637  году, и  возникло понятие  тела  как объекта,  тела-машины, где тело рассматривается  как инертный объект , обслуживающий  потребности и  желания  ума,  который  ( при  лучшем раскладе)  мог  бы  существовать  независимо. По иронии  судьбы   в  философии эта  точка  зрения давно оставлена  за  несостоятельностью,  зато до  сих  пор жива и процветает  в  медицине.  А  медицина  , в  свою  очередь, оказывает  влияние  на наши повседневные  установки о  теле.
И  если  мы,  сознательно или нет,  принимаем  взгляд  на  тело как машину,  механизм,  вполне  логичным оказывается, что  болезнь – это неполадка  в механизме,  вместо  сердца  пламенный  мотор, который  может  барахлить,   а психическое  недомогание – это  когда  «в голове  винтиков  не  хватает»...  Соответственно, для  того, чтобы  исправить эти неполадки, нужен «механик» ,  врач, который  досконально  знает, как  работает   тело-машина.

Несмотря  на  то,  что разуму, несомненно отдается первенство,   в  наши  дни  тело становится не  только объектом, обслуживающим  потребности ума,  как автомобиль обслуживает потребности  водителя. Тело  становится  также  объектом  коммерческим,  чем   ближе  оно к некому идеалу,  тем  большую  ценность оно имеет для  общества.  И получается, что телу-машине  можно  сделать  тюнинг, чтобы оно  стало  лучше, красивее,  ближе  к  идеалу совершенства (  ну,  вы помните, где их  найти,  глянец   и  телевизор,  всегда  к  вашим услугам). Совершенства  можно  достичь  диетами и упражнениями,провозглашается  со  всех сторон,  и фитнесс  наряду с программами по контролю  веса  становятся  целой индустрией. Так или  иначе  -  в  нынешнем мире  существует  вера  в  то,  что  с телом можно  сделать,  все что  захочется, придать  ему любую   форму.  К тому  же помимо  диет  и упражнений  есть еще и  -  профессионалы телесного  тюнинга  со  скальпелем или  инъекцией  ботокса, и  в их обещаниях  совершенство  обретает  новые  краски – совершенная   форма становится неподвластной  времени, оставаясь  вечно  молодой!
Отделяя  свое «Я»  от  тела  мы что-то  теряем,  теряем чувство  целостности, теряем  чувство  связи с  окружющим миром и  другими людьми. И поэтому  не  случайно   все  больше  людей признают  несостоятельность  старой  научной парадигмы,  разделющей  дух  и материю,  тело  и  сознание, поворачиовается  в  к   другому  взгляду  на  мир,   к  холистическому подходу,  утверждающему  что  материя  и  дух  -  суть  энергия,  а  тело  и   сознание  взаимосвязаны  и  неотделимы   друг  от   друга.

  Однако, приходится признать,  что смена  парадигмы  не может пройти  быстро и легко  даже  на уровне  одного индивида, не  говоря  уж  об обществе. Даже если  мы  рационально  признаем  несостоятельность  старого  взгляда  на тело и  сознание и  все й  душой  хотим   верить  в  единство тела  и  души,   и  даже  периодически переживаем это  единство – старые  установки  остаются очень  сильны, просто  потому  что они  проросли  глубоко  в  наше   существо.

В современных  направлениях  психологии тело, различные  телесные практики играют  далеко не последнюю  роль.  В  рекламе  тренингов и курсов  самой  различной  тематики мы  можем прочитать,  что  те  или иные  занятия  помогают  восстановить и улучшить контакт  с  телом. Я  и  сама  пишу об  этом  и в  свей  работе  использую  методики, повышаюие  телесное  осознавание, преодолевающие  расщепления  тела и  разума.

Не  так  давно  я в  своем  блоге  попросила  читателей  написать,  что  для  них  означает понятие «контакт  с  телом». И я получила  такие  ответы:

Я под этим понимаю потребности тела. Хорошо "слышать своё тело" (и понимать, что именно "тело говорит") для меня означает: давать ему спать столько, сколько оно хочет, кормить и поить его тем и тогда, когда и что оно хочет, не переутомлять его, давать ему отдых при первых признаках усталости и давать ему возможность подвигаться при недостатке движения. То есть вовремя распознавать любые его сигналы и вовремя реагировать на них. В результате получается относительно здоровое тело, которое не требует медицинских вмешательств и специального ухода и лечения, поэтому можно наслаждаться жизнью, будучи хозяином такого тела.

Если коротко обобщить, для меня контакт с телом=слышать и слушать свои ощущения.

Контакт есть, когда есть распределенное осознавание - тогда я воспринимаю сигналы тела, а не игнорирую их... если тело нудно болит и я ничего не могу с этим сделать, я убегаю в голову, а еще лучше - в книжку. Если я хочу в состояние восприятия, я делаю несколько медленных глубоких вдохов и "сканирую" тело - что чувствуют руки (кисти рук); ступни; спина; попа; подбородок, мышцы вокруг рта; предплечья; икры; бедра; плечи; живот; глаза; шея.

у меня очень большой опыт жизни вне контакта с телом и поэтому наверное я теперь очень хорошо ощущаю разницу (и в себе и визуально в других) про это есть/нет контакта. это и способность одновременно ощущать (чувствовать физически присутствие) разных (в идеале любых) частей тела и внутренних органов, это умение управлять своим вниманием, направленным на разные части тела, это навык наблюдать за своим движением "изнутри" (ощущать движение) и снаружи, ну и то. о чем писалось выше - "слышать сигналы" и т.п.


Получается,  что  часто контакт с  телом  сводится  к тому,  чтобы уметь  слушать и  слышать  так называемые  «сигналы  тела». Есть что-то  , что посылает  сигналы,  тело в  данном  случае,  и что-то или кто-то , кто принимает  их.  А это уже, похоже  предполагает,  что существует как  минимум  две  отдельные  части.  Я и  тело все еще отдельны,  хотя и пытаются наладить коммуникацию,  а  это уже, поверьте,  очень  важный шаг.  И  если эта практика  осознанности, практика  внимания  к  телесному Я   становится повседневной  рутиной – все чаще  возникают  моменты  переживания единения  с  телом, когда нет отдельного  разума  и отдельного тела,  а  есть Я, воплощенное  в  физическом теле.

Текст: Ю.Морозова (c) 2012

- to be  continued -

No comments: