Wednesday, August 29, 2012

Танец: когда желания спотыкаются о возможности.


 Публикую  здесь свою запись ,  сделаную  в  Живом журнале:
http://yulia-m.livejournal.com/496780.html#comments

Обычно  я почему-то  воздерживаюсь от  комментариев   в  журналах  у популярных  блоггеров,  но  несколько  дней назад  в  ЖЖ у miumau  был пост про  то,  не поздно ли  учиться  рисовать  во  взрослом  возрасте.  Мне  же  часто  задают  подобные  вопросы  про  то, не поздно ли, и  вообще,  возможно ли  научиться  танцевать  во  взрослом  возрасте, "если до этого  совсем никогда-никогда..."
Конечно,  говорю я  в  таких  случаях, танцевать  не поздно  ни  в каком  возрасте,  и каждый может  делать это.


В  танцевально-двигательной терапии   движение, которое  выражает  какое-то  внутренне  переживание, уже  рассматривается как  танец, каким  бы маленьким и  идиосинкратичным  оно не  было. И  здесь  важнее то, что переживает и чувствует  танцующий,  нежели то,  как это  движение  выглядит, и  насколько оно соответствует  танцевальным эстетическим канонам  (  что   впрочем,  весьма  относительно,  ведь канонов -то этих  столько же  сколько и  стилей:)

Но  то, что у нас  там  считается - это  одно,  а  что  считается у человека,  который  хочет  (научиться  танцевать) -  совсем  другое. И  тут  мы встречаемся с   ситуацией,  когда  прежде, чем что-то  делать, надо "разобраться по понятиям"  ,  вернее  разобраться  в  том,  кто и  что понимает под  тем или иным  словом:)

Например,  танец.  Или  тело. Или  вот  выразительность. Или можно ли  быть  выразительным в  танце, без  того, чтобы истощить все  свои резервы? Почему  в  мире  танца существует идея, что результат ( читай, та  самая  выразительность) может  быть  достигнут  только через  кровь и пот? И  что  ТДТ может предложить  взамен?

Понятно,  что по каждому  вопросу  можно написать очень много, растечься  мыслию,  привлечь в  свидетели  философов,  антропологов, психологов. Честно, мне  давно этого  хочется,  но  не  хватало импульса, чтоб   структурировать имеющиеся  знания  и опыт и обратить их  в  текст.

Если   ближе  к практической  стороне  вопроса - в  вышеупомянутой  дискуссии у miumau  моя  собеседница  рассказала,  что  ее  желание  танцевать и  выражать себя  через  движение столкнулось с такой  реальностью,  что  физически она  оказалась неподготовлена   выражать  себя   в данной танцевальной форме, и  даже с риском  для  здоровья.  "Поэтому для начала стоит подумать не о том, что сообщить миру, а о том, что ты физически способен сообщить миру, не сломав себе при этом шею."-  написала она. И  знаете,  в этом  есть правда. Выражение нашего  послания  миру, исходящего  изнутри, конечно же,  почти  всегда  будет ограничено как  возможностями  нашего  тела,  так и  границами  того направления  танца , которое  мы  избрали. Какие-то из  этих ограничений можно удачно обойти  как раз  за  счет  танцевальной  формы, ну или  хотя  бы  создать  видимость отсутствия  этих  ограничений(помните шутку  про  танцора и  гравитацию?) Однако,  когда  мы  в пылу неофитов  вовлекаемся   в  какую-либо  танцевальную  технику и  забываем о  том,  что тело наше  к ней может  быть не  совсем   готово ( ну или не  хотим  признавать этого  факта) - это может привести к печальным последствиям,  травмам  и  разочарованию  в  данном  танц.стиле, танце  вообще и  в  себе  заодно.

Каким  бы  хорощим и  внимательным  ни  был преподаватель, если  мы  сами не  чувствуем и не  знаем предела, риск  трам  всегда  останется. Поэтому , на  мой  взгляд, самая  первая  задача, которую  нужно  решить  в процессе  обучения  танцу - это восстановления  контакта  с  телом ,  внутреннего  чувствования границ и  возможностей, активного  слушания  того, что происходит  в  теле в  каждый момент. И эта  задача  остается  актуальной  все  время! Особенно,  когда  у нас  и  так  уже  есть какие-то  травмы, ограничения  в  движения  связанные, например, с  возрастом  и так  далее.

Для  меня  лично двигательной практикой, позволяющей развить эту позицию  активного  слушания по отношению к  собственному  телу,  а также практикой,  которая  помогает  осознанию  его  организации и целостности, стал подход Лабана-Бартеньефф.
Быстрый  гуглопоиск показал,  что на  русском  языке есть только анонсы  семинаров  Хилари Брайан. А  значит, пора писать  текст на  тему "Почему Лабан-Бартеньефф рулит", как  собиралась сделать еще в  феврале.

 Впрочем, учитывая то,  что писать  для меня  является  таким же серьезным  вызовом,  как  для   других  танцевать,  мне   нужна  серьезная  поддержка  и мотивация:)

Пока  же  ИНТЕРВЬЮ С ХИЛАРИ БРАЙЕН , преподавателем системы Лабан-Бартеньефф


Буду  весьма признательна,  если  вы  напишите  свои  отклики,  вопросы,  здесь или в ЖЖ по ссылке.
Спасибо!

No comments: