Публикую здесь свою запись , сделаную в Живом журнале:
http://yulia-m.livejournal.com/496780.html#comments
Обычно я почему-то воздерживаюсь от комментариев в журналах у популярных блоггеров, но несколько дней назад в ЖЖ у miumau был пост про то, не поздно ли учиться рисовать во взрослом возрасте. Мне же часто задают подобные вопросы про то, не поздно ли, и вообще, возможно ли научиться танцевать во взрослом возрасте, "если до этого совсем никогда-никогда..."
Конечно, говорю я в таких случаях, танцевать не поздно ни в каком возрасте, и каждый может делать это.
В танцевально-двигательной терапии движение, которое выражает какое-то внутренне переживание, уже рассматривается как танец, каким бы маленьким и идиосинкратичным оно не было. И здесь важнее то, что переживает и чувствует танцующий, нежели то, как это движение выглядит, и насколько оно соответствует танцевальным эстетическим канонам ( что впрочем, весьма относительно, ведь канонов -то этих столько же сколько и стилей:)
Но то, что у нас там считается - это одно, а что считается у человека, который хочет (научиться танцевать) - совсем другое. И тут мы встречаемся с ситуацией, когда прежде, чем что-то делать, надо "разобраться по понятиям" , вернее разобраться в том, кто и что понимает под тем или иным словом:)
Например, танец. Или тело. Или вот выразительность. Или можно ли быть выразительным в танце, без того, чтобы истощить все свои резервы? Почему в мире танца существует идея, что результат ( читай, та самая выразительность) может быть достигнут только через кровь и пот? И что ТДТ может предложить взамен?
Понятно, что по каждому вопросу можно написать очень много, растечься мыслию, привлечь в свидетели философов, антропологов, психологов. Честно, мне давно этого хочется, но не хватало импульса, чтоб структурировать имеющиеся знания и опыт и обратить их в текст.
Если ближе к практической стороне вопроса - в вышеупомянутой дискуссии у miumau моя собеседница рассказала, что ее желание танцевать и выражать себя через движение столкнулось с такой реальностью, что физически она оказалась неподготовлена выражать себя в данной танцевальной форме, и даже с риском для здоровья. "Поэтому для начала стоит подумать не о том, что сообщить миру, а о том, что ты физически способен сообщить миру, не сломав себе при этом шею."- написала она. И знаете, в этом есть правда. Выражение нашего послания миру, исходящего изнутри, конечно же, почти всегда будет ограничено как возможностями нашего тела, так и границами того направления танца , которое мы избрали. Какие-то из этих ограничений можно удачно обойти как раз за счет танцевальной формы, ну или хотя бы создать видимость отсутствия этих ограничений(помните шутку про танцора и гравитацию?) Однако, когда мы в пылу неофитов вовлекаемся в какую-либо танцевальную технику и забываем о том, что тело наше к ней может быть не совсем готово ( ну или не хотим признавать этого факта) - это может привести к печальным последствиям, травмам и разочарованию в данном танц.стиле, танце вообще и в себе заодно.
Каким бы хорощим и внимательным ни был преподаватель, если мы сами не чувствуем и не знаем предела, риск трам всегда останется. Поэтому , на мой взгляд, самая первая задача, которую нужно решить в процессе обучения танцу - это восстановления контакта с телом , внутреннего чувствования границ и возможностей, активного слушания того, что происходит в теле в каждый момент. И эта задача остается актуальной все время! Особенно, когда у нас и так уже есть какие-то травмы, ограничения в движения связанные, например, с возрастом и так далее.
Для меня лично двигательной практикой, позволяющей развить эту позицию активного слушания по отношению к собственному телу, а также практикой, которая помогает осознанию его организации и целостности, стал подход Лабана-Бартеньефф.
Быстрый гуглопоиск показал, что на русском языке есть только анонсы семинаров Хилари Брайан. А значит, пора писать текст на тему "Почему Лабан-Бартеньефф рулит", как собиралась сделать еще в феврале.
Впрочем, учитывая то, что писать для меня является таким же серьезным вызовом, как для других танцевать, мне нужна серьезная поддержка и мотивация:)
Пока же ИНТЕРВЬЮ С ХИЛАРИ БРАЙЕН , преподавателем системы Лабан-Бартеньефф
Буду весьма признательна, если вы напишите свои отклики, вопросы, здесь или в ЖЖ по ссылке.
Спасибо!
http://yulia-m.livejournal.com/496780.html#comments
Обычно я почему-то воздерживаюсь от комментариев в журналах у популярных блоггеров, но несколько дней назад в ЖЖ у miumau был пост про то, не поздно ли учиться рисовать во взрослом возрасте. Мне же часто задают подобные вопросы про то, не поздно ли, и вообще, возможно ли научиться танцевать во взрослом возрасте, "если до этого совсем никогда-никогда..."
Конечно, говорю я в таких случаях, танцевать не поздно ни в каком возрасте, и каждый может делать это.
В танцевально-двигательной терапии движение, которое выражает какое-то внутренне переживание, уже рассматривается как танец, каким бы маленьким и идиосинкратичным оно не было. И здесь важнее то, что переживает и чувствует танцующий, нежели то, как это движение выглядит, и насколько оно соответствует танцевальным эстетическим канонам ( что впрочем, весьма относительно, ведь канонов -то этих столько же сколько и стилей:)
Но то, что у нас там считается - это одно, а что считается у человека, который хочет (научиться танцевать) - совсем другое. И тут мы встречаемся с ситуацией, когда прежде, чем что-то делать, надо "разобраться по понятиям" , вернее разобраться в том, кто и что понимает под тем или иным словом:)
Например, танец. Или тело. Или вот выразительность. Или можно ли быть выразительным в танце, без того, чтобы истощить все свои резервы? Почему в мире танца существует идея, что результат ( читай, та самая выразительность) может быть достигнут только через кровь и пот? И что ТДТ может предложить взамен?
Понятно, что по каждому вопросу можно написать очень много, растечься мыслию, привлечь в свидетели философов, антропологов, психологов. Честно, мне давно этого хочется, но не хватало импульса, чтоб структурировать имеющиеся знания и опыт и обратить их в текст.
Если ближе к практической стороне вопроса - в вышеупомянутой дискуссии у miumau моя собеседница рассказала, что ее желание танцевать и выражать себя через движение столкнулось с такой реальностью, что физически она оказалась неподготовлена выражать себя в данной танцевальной форме, и даже с риском для здоровья. "Поэтому для начала стоит подумать не о том, что сообщить миру, а о том, что ты физически способен сообщить миру, не сломав себе при этом шею."- написала она. И знаете, в этом есть правда. Выражение нашего послания миру, исходящего изнутри, конечно же, почти всегда будет ограничено как возможностями нашего тела, так и границами того направления танца , которое мы избрали. Какие-то из этих ограничений можно удачно обойти как раз за счет танцевальной формы, ну или хотя бы создать видимость отсутствия этих ограничений(помните шутку про танцора и гравитацию?) Однако, когда мы в пылу неофитов вовлекаемся в какую-либо танцевальную технику и забываем о том, что тело наше к ней может быть не совсем готово ( ну или не хотим признавать этого факта) - это может привести к печальным последствиям, травмам и разочарованию в данном танц.стиле, танце вообще и в себе заодно.
Каким бы хорощим и внимательным ни был преподаватель, если мы сами не чувствуем и не знаем предела, риск трам всегда останется. Поэтому , на мой взгляд, самая первая задача, которую нужно решить в процессе обучения танцу - это восстановления контакта с телом , внутреннего чувствования границ и возможностей, активного слушания того, что происходит в теле в каждый момент. И эта задача остается актуальной все время! Особенно, когда у нас и так уже есть какие-то травмы, ограничения в движения связанные, например, с возрастом и так далее.
Для меня лично двигательной практикой, позволяющей развить эту позицию активного слушания по отношению к собственному телу, а также практикой, которая помогает осознанию его организации и целостности, стал подход Лабана-Бартеньефф.
Быстрый гуглопоиск показал, что на русском языке есть только анонсы семинаров Хилари Брайан. А значит, пора писать текст на тему "Почему Лабан-Бартеньефф рулит", как собиралась сделать еще в феврале.
Впрочем, учитывая то, что писать для меня является таким же серьезным вызовом, как для других танцевать, мне нужна серьезная поддержка и мотивация:)
Пока же ИНТЕРВЬЮ С ХИЛАРИ БРАЙЕН , преподавателем системы Лабан-Бартеньефф
Буду весьма признательна, если вы напишите свои отклики, вопросы, здесь или в ЖЖ по ссылке.
Спасибо!
No comments:
Post a Comment