Friday, March 26, 2010

AM IS ABOUT KNOWING…



А вот и русская версия, моего и Лены Стариковой авторства, рассказа о международной встрече по Аутентичному Движению в Вене.

АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭТО О ЗНАНИИ...

Этим летом в Вене (Австрия) проходила вторая Международная встреча по Аутентичному движению. В ней приняли участие двое членов нашей АТДТ - Елена Старикова и Юлия Морозова.
В этот раз нас было 19 человек из Германии, Австрии, Нидерландов,
Великобритании, США, Ирландии, Швейцарии, Норвегии, Португалии, Бразилии, России и Белоруссии. Много людей приехало во второй раз, часть людей приехала впервые, но все мы были объединены одним - практикой аутентичного движения. Мы опять встретились в замечательном пространстве терапевтического центра "GERSTHOF", которое наши коллеги терапевты Исаиас и Кларисса Коста великодушно предоставили для практики аутентичного движения и в этот раз.

График работы был достаточно насыщенным. Встреча International Gathering of AM длилась четыре с половиной дня. В первый вечер мы начали с аутентичного движения long circle, в последующие дни у нас проходило по 2 процесса в день. День начинался разминкой, которую предлагал кто-то из участников, далее группа определяла, какие процессы будут в течение дня, исходя из актуального состояния и потребностей каждого из участников. Кроме этого, в один из вечеров, наши бразильские участники Сорайя Хорхе и Гуто Маседо сделали видеопрезентацию своих танцевальных проектов, а в другой - по инициативе Алексея Константинова из Минска была проведена групповая дискуссия, касающаяся методологических вопросов практики Аутентичного Движения. Много было общения, как профессионального (а собрались на встречу преимущественно терапевты из областей танцевально-двигательной терапии, телесно-ориентированного метода, Хакоми, музыко-терапии, психомоторики и др.), так и дружеского, теплого и поддерживающего личностно.

Юлия:
"Для меня это была уже вторая встреча международной пир-группы, и первые часы в центре Gersthof были наполнены радостью узнавания и встреч с людьми, которые мне стали близки и дороги, и любопытством в ожидании знакомства с новыми участниками группы. Кое-что о новых участниках было известно, так как мы получали их короткие резюме, и они были весьма и весьма впечатляющими. Годы практики в АД и в других областях терапии, движения, танца, учеба у мэтров и зубров ( вернее, метресс и зубресс) АД и работа с ними. Очень интересно и любопытно познакомиться, пообщаться, поговорить, двигаться и свидетельствовать друг друга.

Примечательно, что самым употребительным форматом встречи стал Long circle. Это не планировалось заранее, просто перед каждым "полу-днем", перед каждым процессом, была возможность сказать, в каком именно формате участники чувствуют потребность. В тот момент выбор был естественным, и в нем была логика процесса, хотя спустя время у меня есть некоторое сожаление, что было мало диадных процессов.

Для меня новым оказался момент, когда кто-то из группы заранее, перед началом процесса просил круг свидетелей "выделить немного пространства для движения "за кругом", за спиной свидетелей. И если у кого-то из движущихся возникала потребность быть в том пространстве, они могли ее удовлетворить. В практикующей группе одного из участников была даже такая официальная третья роль, помимо движущегося и свидетеля. Когда человек в силу своего процесса был не в состоянии оставаться в роли свидетеля, но при этом опять же в силу своего процесса был не готов и не хотел быть движущимся в круге, мог выбрать эту третью роль "спящего" за кругом. Противоречит ли это канонам или нет, но как показывает опыт, для определенных состояний это может быть

наиболее безопасной опцией присутствия в процессе.

Во время групповой дискуссии выяснилось, что у участников из разных стран есть различия в том, как им преподавалась дисциплина. Маленькие детали, например, кто как входит в процесс, сползает со стула уже в процессе ( как, например, учили у Джанет Адлер), или занимает место в круге недалеко от своего свидетеля, или наоборот, идет туда, где происходят "зацепившие" его как свидетеля события. Язык свидетельствования тоже стал предметом для обсуждения. Естественно, возник вопрос и обсуждение - а какой вариант "самый правильный". В итоге мы пришли к мнению, что важно осознавать, какую функцию несет то или иное действие, и осознавать и понимать, какой эффект оно оказывает на процесс самого движущегося и процесс всей группы. Для меня было важно, что в группе нашлось и находится время и место для того, чтобы обсудить эти моменты. Тогда мы как группа можем найти то, что является для нас в данный момент наиболее безопасным и поддерживающим процесс.

Впрочем, в расписании встречи найти время для дискуссии оказалось непросто. Вообще, это известная проблема подобных мероприятий - найти время для всего, когда, с одной стороны, хочется как можно больше процессов, с другой стороны, есть масса вопросов, которые хочется обсудить не только в кулуарах, но и в круге, да к тому же необходимо время на то, чтоб свой процесс как-то интегрировать.

Мне очень нравится стиль свидетельствования, существующий в группе, я бы назвала его поэтическим. В такой довольно большой группе, когда идут один за одним long circles, физически не остается времени для детального шеринга и свидетельствования, который мог бы быть возможен в паре. И для меня это был процесс кристаллизации множества слов, чувств и образов в один-два, предельно емких. При этом смысловая наполненность свидетельствования была ничуть не меньше. Я переживала это как захватывающий процесс создания пространства разделенного опыта, пространства, где каждый мог видеть и быть увиденным, чувствовать и быть почувствованным. Это было сродни поэзии. И часто результат свидетельствования выражался в стихотворных строках. Эта встреча стала одним из самых поддерживающих моментов года, я несу в своем сердце благодарность тем, с кем я смогла разделить этот опыт".

Елена:

"Писать о пир группе, с тем условием, что я сама состою в пир-группе уже второй год, думаю, не просто нужно, но и необходимо, так как это одновременно проясняет и делает процесс практики аутентичного движения более осознанным, более сильным и заземленным не только в теле, но и в словах. Этот формат требует достаточной зрелости и проработанности (либо желания двигаться в этом направлении), способности взять на себя ответственность не только за свои процессы, но и также за происходящие процессы в группе. Это группа «без лидера». И это сильно отличается от формата работы группы с лидером. В группе с лидером, из моей практики, каждый погружается в свой процесс, исследует его, разделяет при желании с другими, учится быть увиденными и видеть. Это процесс введения в практику АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ, освоения, обретения (если можно так назвать) "аутентичных" навыков. Лидер учит, направляет, видит групповую динамику и ведет процесс. В пир-группе роль лидера, распределяется между участниками группы, обладающими способностью видеть процесс (движение) и говорить о нем вне языка проекций, основываясь глубоко на опыте тела. Здесь на поверхность выходит уважительное отношение к другому, разделение правил, выработанных группой, умение обсуждать и следовать за разворачивающимся процессом.

Я часто в группе обращала внимание на тот факт, что мы не двигаемся дальше до тех пор, пока не будут оговорены все нюансы и не будет достигнута необходимая безопасность. Даже если один человек против, группа принимает это в расчет. Находится тот самый вариант практики, который приемлем в данном, конкретном случае. Да, мы больше практиковали long circle, breathing circle и совсем немного было диадной работы. Почему именно long circle был предпочтительным? Думаю, что именно он давал для нашей группы поддержку процессу, который разворачивался “unfolding”, давая темам вырасти и обрести силу. Именно long circle давал возможность свободно балансировать между ролями свидетеля и движущегося, оценивая свою потребность в том, чтобы двигаться или быть видимым. Диадная работа была в начале процесса, она послужила стартом и установлению достаточного уровня доверия в группе. Были парные разминки, которые хотя и были вне формата АМ, но несли ту же аутентичность, которую можно разделять в паре. Видимо, аутентичность, если два человека открыты, может свободно проявляться, исследоваться и давать основание для дальнейшего осознания.

Да, мы все были из разных школ, из разных стран и даже континентов, но был единый язык движения, который мы разделяли, черпая его из глубины собственного опыта, мудрости своего тела. Конечно, проговаривать детали практики нужно и важно, возвращаться вновь и вновь к основам, заложенным Мэри Уайтхауз, Джанет Адлер и др, труды которых сейчас, к великой радости, доступны в печатном виде. И, конечно, к процессу формулирования правил для практики. Несмотря на то, что фундаментальные правила одни и те же у многих учителей, нюансы, детали определяются каждой группой в отдельности: группа развивается, дышит, растет, могут видоизменяться и правила. Наверное, для меня в этот и прошлый раз, не стояло такого вопроса, так как практика, которой я обучалась, была созвучна той, в которую я погрузилась в пир-группе в Вене.

Мне, как сейчас видится, важно достаточно пространства для интеграции, чтобы побыть с приобретаемым посредством движения и свидетельствования опытом и двигаться дальше. Может быть, один свободный день в середине: просто вынырнуть из процесса, чтобы вернуться в него вновь. Но это, думаю, уже для обсуждения на будущий год. В целом этот опыт движения, общения, новых взаимодействий принес и продолжает приносить много осознаний, идей, огромную поддержку и много радости от понимания, что процесс практики живет во многих уголках мира.

И, конечно, хочется сказать огромное спасибо Ирине Бирюковой, которая передает традицию Аутентичного Движения в том виде, как ее предлагали Joan Chodorow, Janet Adler, Tina Stromsted и другие. Хочется сказать спасибо пир-группе, которая существует сейчас в МОСКВЕ, которая работает и развивается, движется и движима... "

Елена Старикова - студентка программы профессиональной подготовки по танцевально-двигательной терапии ИППиП, специалист в области двигательного развития, ведущая танцевально-двигательных групп для взрослых с использованием метода ТДТ, преподаватель по адаптированной йоге.

Юлия Морозова - танцевально-двигательный терапевт, психоморный терапевт, преподаватель программы профессиональной подготовки по танцевально-двигательной терапии ИППиП, профессиональный член АТДТ.

No comments: