Saturday, March 26, 2011

Путешествие героини (по материалам книги Маурин Мердок "Путешествие героини")



























Мы все знаем о путешествии героя, описанном в мифах и сказках и в ученых трудах мифологов. А что происходит, когда герой — женщина? В чем путь героини? В чем заключается задача женщин в нашей культуре? Возможно в том, чтобы полностью объять свою фемининную природу, научиться тому, как ценить себя как женщину и как исцелить глубокую рану, нанесенную женственности патрирхальным обществом.
Это путешествие к тому, чтобы стать полностью интегрированным, сбалансированным и целостным человеком. Как и большинство путешествий, путь героини нелегок, у него нет ни четко определенных ориентиров, ни узнаваемых проводников. У него нет карты, нет навигационной схемы, нет хронологического возраста, когда путешествие начинается. Оно не идет по прямым дорогам. Это путешествие, которое редко получает признание во внешнем мире, на самом деле внешний мир скорее саботирует и вмешивается в него. Движение по этому пути не линейно, а скорее циклично, и женщина может находиться в нескольких фазах путешествия одновременно.
Путешествие героини- это продолжающийся цикл развития, роста и обучения. Оно начинается, когда наша героиня ищет свою идентичность. Этот зов появляется не в какое-то определенное время, он возникает, когда старое Я больше не соответствует жизненной ситуации. Это может случиться, когда девушка покидает родительской дом, уехав на учебу, работу или замуж. Это может случиться, когда женщина в середине жизни разводится, возвращается на работу, меняет профессию. Или это может случиться просто когда женщина понимает, что она потеряла саму себя, то чувство Я, которое она могла бы назвать своим собственным, а не навязанное окружающими.

Начальная фаза путешествия включает в себя отвержение женского как пассивного, манипулятивного или непродуктивного. Женщины в западной культуре часто описываются как несфокусированные , слишком эмоциональные для того, чтобы делать важную работу. Недостаток фокуса и четкой дифференциации у женщин переживается как слабое, заависимое, неполноценное — не только доминантной культурой , но и самими женщинами.
Женщины, которые ищут успеха в мужском мире, часто выбирают путь опровержения этого мифа. Они ищут подтверждения, что у них есть мозги, что они целеустремленны , эмоционально и финансово независимы. Наша героиня надевает броню, берет свой меч, седлает коня, и несется в бой. Она получает свое сокровище: степень, должность, деньги, власть. После какого-то времени наслаждения видом с вершины , справившись со всем, включая карьеру и детей, у нее может возникнуть чувство «ОК, я на месте, что же теперь?» Она ищет новый вызов, новую вершину, следующую должность, следующее событие, заполняя делами каждый момент времени. Достижение становится зависимостью и там присутствует невообразимая эйфория, тесно связанная с ее вновь приобретенной властью.
Часто на этом этапе женщина начинает чувствовать себя не в своей тарелке, или на нее наваливаются болезни или другие неприятности. Она начинает спрашивать себя: «Для чего все это? Я достигла всего, что хотела, и я чувствую себя опустошенной. Почему я чувствую одиночество и заброшенность? Почему я чувствую себя преданной? Что я потеряла?»

В своем желании разрушить негативные ассоциации с женственным, наша героиня создает в итоге дисбаланс внутри себя, который делает ее израненной и поломанной. Она научилась как добиваться результата, действуя логически и эффективно, но пожертвовала здоровьем, мечтами и интуицией. То, что она, возможно, потеряла — глубинная связь с ее собственной женской природой. Она может описывать это как оцепенение, потерю своей телесной мудрости, горевать о недостатке времени для творческих проектов, неспособность к глубокой дружбе с другими женщинами или потерю собственной «маленькой девочки».

Согласно Кемпбеллу, «женшина в первую очередь озабочена воспитанием, воспитанием тела, души, цивилизации, общества. Если ей некого воспитывать, взращивать, она теряет
чувство своего предназначения.» Многие женщины , прошедшие маскулинное путешествие героя, забыли как взращивать — самих себя.

Они решили, что быть успешными — значит держать лезвие наточенным, и многие в результате заканчивали с дырой в сердце. То, что Кемпбелл говорил о мужчинах и кризисе середины жизни, подходит к описанию растерянности и неудовлетворенности женщин , которое они чувствуют перед лицом успеха: «Они залезли на вершину лестницы и обнаружили, что лезли не на ту стену. Они ошиблись в самом начале».

Некоторые женщины считают, что их стремление к успеху и признанию было посвящено тому, чтобы доставить удовольствие родителям, особенно интернализованному отцу. Когда они начинают смотреть на свою мотивацию, им трудно найти те части себя, которые они на самом деле могли бы назвать своими собственными. Чувство заброшенности и одиночества преобладает. Как говорила одна из таких женщин: «Когда я смотрю внутрь - я не знаю — кто там. Единственное, что я знаю — это желание исцелить свое сердце. Единственное, чему я могу доверять — это мое тело.»

Эти женщины не далеко прошли по дороге освобождения. Они научились, как быть успешными согласно мужской модели. Но эта модель не удовлетворяет потребность быть целостной личностью. «Ошибкой в начале» могло быть решение играть по правилам других людей в погоне за чувством собственной ценности и успехом. Когда женщине решает не играть больше по патриархальным правилам, у нее нет более указаний, как действовать и как чувствовать.
Когда она не желает больше поддерживать традиционные формы взаимодействия с миром – жизнь становится увлекательной и пугающей. «Изменение пугает, но где страх – там и сила». Если мы научимся чувствовать свой страх без того, чтобы он нас останавливал - страх становится союзником, знаком, который говорит нам, что что-то , что мы встречаем, может быть трансформировано в нечто иное. Часто наша истинная сила не в том, что представляется как что-то знакомое, удобное или позитивное, а в нашем страхе и даже в сопротивлении изменениям (Starhawk, Dreaming the Dark).
Процесс инициации начался.
В течение этой части путешествия женщина начинает свое нисхождение , спуск в неведомое. Оно может включать кажущийся бесконечным период блуждания, печали, ярости, «свергания королей», или поисков потерянных частей себя и встречу с темной женственностью.
Этот период может занять недели, месяцы, годы. Для многих это может оказаться временем добровольной изоляции- периодом темноты, молчания и обучения заново искусству глубоко прислушиваться к себе. Быть, вместо того, чтобы делать.

Это время часто наполенено снами о расчленении и смерти, тенями и самозванцами, путешествиями через пустыню и реки , символами древних богинь и священных животных. Это время, когда появляется желание проводить больше времени, напитываясь общением с землей и повышая чувствительность к сезонным изменениям и ритмам луны. Для многих женщин время менструации оказывается поводом чувствовать свою женственность, кровь , очищение и обновление тела и души.

Нисхождение не может быть торопливым, потому что это священное путешествие. На этом пути происходит не только возвращение части себя, но также и что-то, открывающее потерянную душу культуры.

После периода нисхождения героиня начинает медленно исцелять свою расщепленную диаду Мать-дочь, рану, которая возникла в момент первичного отвержения женственности. Это исцеление может стать исцелением реальных отношений матери и дочери, а может и нет. Исцеление случается, однако, внутри самой женщины, когда она начинает питать и лелеять свое тело и душу, восстанавливать свои чувства, интуицию, сексуальность, творчество и юмор. Внезапно может возникнуть потребность пойти на курсы керамики или кулинарии, потребность заниматься своим садом, ходить на массаж, вить уютное гнездо.
Энергия, которая была направлена вовне, постепенно перенаправляется на то, чтобы дать рождение творческим проектам, открытию заново своего тела, наслаждению компанией других женщин. Женщины, которые были ориентированы на карьеру, в этот момент ищут замужества и рождения детей. Эта стадия включает в себя момент выбора, и порой выбор таков, что с патриархальной точки зрения было бы расценено как поражение, побег.

Когда женщина уменьшает акцент на внешнем героическом квесте самоопределения , она получает свободу исследовать свои собственные образы и свои собственные голоса.
Когда женщина фокусируется на процессе внутреннего путешествия, она получает меньше признания и меньше аплодисментов от внешнего мира. Вопросы о жизненных ценностях, которыми она задается, оказываются неудобными для тех, кто привержен пути внешнего успеха.
Вот почему такие путешествия требуют мужества (в русском языке это слово связано с мужским, но во многих других языках — со словом «сердце») и доверия тому, что духовная поддержка будет получена. Женщины собираются вместе, чтобы учиться делиться образами и праздновать женственность, которая была потеряна их культурой. Многие женщины обретают покой и радость в созерцании ритуалов, празднующих ритмы природы и отмечающих переходы в своей жизни и жизни своих любимых.

Интенсивный фокус на женской духовности в наше время – это прямой результат того, что много женщин предприняли путешествие героя, только для того, чтобы обнаружить себя в конце опустошенными и негуманными. Они предприняли мужское героическое путешествие, потому что у них не было других образов для подражания, женщина была либо успешна в мужском мире, либо зависима и подчинена как женщина.

Чтобы изменить экономические, социальные и политические структуры общества, нам необходимо найти новые мифы и героинь.
Каково место женщины на нынешней фазе культурного развития общества? Возможно, ее задача в том, чтобы исцелить расщепление, гооврящее нам, что наши знания, желания и потребности не столь важны и не столь значимы для доминирующей мужской культуры. Наша задача в том, чтобы исцелить внутреннее расщепление, которое говорит нам пренебречь нашими чувствами, интуицией и образами из сновидений, которые информируют нас о правде жизни. Мы должны иметь мужество жить с парадоксом, силу выдерживать напряжение незнания ответов, и желание прислушиваться к нашей внутренней мудрости и мудрости планеты, молящей об изменении.

Героиня должна стать духовным воином. Это требует от нее, чтобы она научилась деликатному искусству баланса и имела терпение для медленной, малоуловимой интеграции фемининного и маскулинного аспектов себя. Вначале она жаждала потерять свое фемининное я и слиться с маскулинным, и когда она это сделала, тогда она начала понимать, что не это не решение и не финал. Она должна научиться не бросать и не отказываться от того, чему она научилась в героическом путешествии, но научиться видеть свои с трудом заработанные навыки и успехи не как цель, но как часть самого путешествия. Тогда она сможет использовать эти навыки для того, чтобы работать над бОльшей целью, соединяя людей, нежели только для своей собственной пользы. Священный брак женского и мужского - когда женщина на самом деле может служить не только нуждам других, но может ценить и быть отзывчивой также и к своим собственным нуждам. Это фокус на интеграции и итоговое осознание взаимозависимости необходимо для каждой из нас в это время, длятого , чтобы мы могли вместе сохранить баланс жизни на земле.
(подготовила Ю. Морозова)

2 comments:

Unknown said...

Юль, неужели кому-то такая методика помогает?

Julia Morozova said...

какая методика? здесь ни слова о методике нет. это теоретическая концепция, осованная на практическом опыте аналитика.